"Master Of Puppets" (1986, "Elektra")
Запись пробила двери в мировые чарты и заставила воспринимать группу всерьез. Альбом полон всего, что так нравилось поклонникам. Итогом сложной работы стал компактный атакующий стиль, изредка прерываемый лирическими отступлениями. Именно METALLICA придумала трэшевые баллады; столь распространенные сейчас, они остаются фирменным знаком группы. А на концертах подобная лирика помогала снять усталость с публики. Отчасти поэтому группу всегда очень хорошо встречает зал.
Отличная картинка на обложке – одно из лучших оформлении диска вообще. По сей день миллионы подростков во всем мире ходят в майках с этим изображением.
Открывает альбом "Battery" с гитарной партией в духе фламенко или Морриконе: где-то на диком Западе... Дальше – мощь: "Безумие нашло на меня, не могу остановить батарею!" Так и есть, старина, так и есть. Безумие – тема дня. Все одно к одному, кирпичи Стены плача. Будь то медленная мрачная долбежка в "The Thing That Should Not Be" или знаменитая "Master Of Puppets", где сбивающийся темп и стоп таймы раскачивают толпу. Мини-паузы в ней заставляют острее осознать происходящее. Медленный двухминутный инструментальный кусок позволяет назвать композицию первой вещью METALLICA с тяготением к симфоническому звучанию, где мелодизм становится намного добротнее.
"Welcome Home (Sanitarium)" – баллада со сложным ритмом: 4/4, куда время от времени добавляется 2/4. Безумие продолжается: мир есть психбольница, – добро пожаловать домой. "Damage" – эксперименты с увеличением звука в духе PINK FLOYD, куда прорывается жесткий трэш. Это первая тема, где Хэтфилд шепчет на стоп тайме в тишине – новая фишка. "Orion" продолжает традиции инструменталов. Звучащий свыше 8 минут, он в середине замирает, – темп проваливается. Очень хороши тоскливые кривляющиеся гармонии Клиффа Бертона. "Disposable Heroes" проповедует мрак оптимизма: "Я рожден, чтобы умереть" – вот оно, мировосприятие на альбоме. Одноразовые герои – это ощущение пехотинца на войне, который по статистике живет в бою считанные минуты. Но это и есть ощущение жизни. Во время работы над альбомом Джеймс Хэтфилд сказал: "Надо всегда быть начеку, иначе война достанет тебя".Бескомпромиссность во многих вопросах, категоричный взгляд музыкантов приводят к тому, что часть композиций третьего диска запрещена к трансляции по национальной радиосети. METALLICA выступает против стандартного подхода шоу-бизнеса и не снимает видео. Но даже без выпуска синглов и видеоклипов альбом продается ударными темпами – только в США более миллиона копий. В начале осени 1986 года METALLICA отправляется на гастроли по Скандинавии – завоевывать оставшуюся часть Европы. Сентябрьским утром по дороге из Стокгольма в Копенгаген автобус с музыкантами и обслуживающим персоналом переворачивается на скользкой дороге. Погиб один человек, Клифф Бертон. Ему было 24 года.
"После репетиций и уроков с Клиффом я нашел удовольствие в записи своих идей нотными знаками. Я даже не думал, что всю эту чертовщину, которая бродит у меня в голове, можно оформить вне репетиционного зала. Клифф дал мне все – уверенность в себе, способность не пить пиво на репетициях, а спокойно работать и получать от этого удовольствие, и мне это понравилось".
Безумие становится более осмысленным, без игры в тени. Вдохновленный поклонник писал об альбоме: "Если бы жизнь была подобна пламени свечи, это был бы горячий расплавленный воск, остающийся после". В 1986 году так смятенно безумно не звучал, наверное, никто.
|